воскресенье, 10 февраля 2013 г.

Моя деревня

Автор Ирина

Опубликовано с изменениями, оригинальный текст можно прочитать в блоге автора здесь и здесь.

1. Вот моя деревня.

Иногда мне кажется, что мне 100 лет. Потому что краем своего детства я застала жизнь русской (российской?) деревни в чудом сохранившемся до 1970х годов почти в том ещё, дореволюционном виде. Колхозно-совхозное строительство и раскулачивание прошлись по ней катком, но на укладе жизни и благосостоянии народа почти не отразились. А если и отразилось, то не в лучшую сторону.
Мои бабушка и дедушка  по возрасту годились мне в прадеды, потому что моя мама была поздним и последним ребёнком в многодетной семье. Ввиду маминого тогдашнего короткого декретного отпуска (2 месяца по закону) и невозможностью ухаживать за мной и работать, я была "сослана" в деревню и первые годы своей жизни я прожила в там...

деревня1

До боли родная  картинка из деревенской жизни. Если хотите меня здесь найти - это вам не удастся, но я здесь есть - у мамы под сердцем: в цветастом халате - это она. Сено, лук к обеду, мужички в кепках, заборчик... только  двое из тех, что на фотографии сейчас живы - моя мама и старшая из девочек у сена - моя двоюродная сестра... Ну, и ещё третья, но пока ещё невидимая на фото - я.


2.Советские крестьяне.

 
1960ые.

Были, конечно, посёлки городского типа (ПГТ), они стояли в окружении маленьких деревень, ведущих практически натуральное хозяйство. А что было делать - паспорта колхозникам не давали, чтобы те не разбежались. Потом стали давать их только "завербованным" - тем, которые уезжали  из деревень по вербовке на строительство заводов и других объектов, где государству требовалась не квалифицированная рабочая сила в больших объемах. В результате почти  вся молодёжь из сельской местности постепенно уехала.

Работали раньше колхозники  за трудодни - "палочки" - в соответствии с которыми по окончании страды и сбора урожая, на них давали продукты - пшеницу, рожь и всё, что уродилось - и  никакой зарплаты. Остальное - выращивай сам в личном подсобном хозяйстве. Есть излишки - вези на рынок, продавай, на вырученные деньги покупай что надо. Но каждый колхозник со своего личного хозяйства ещё был обязан сдавать государству ... "дань".. продукты по фиксированным  государственным  ценам.

Потом ввели денежную оплату труда - сдельно, повременно и оклады  - для сельской интеллигенции. С пенсиями было совсем туго - вернее,  их не было. Точнее, считалось, что они были - считалось, что им "платит" колхоз.  Сельхозпродуктами, опять же. Но если урожай невелик, то давать пенсионерам нечего - работникам бы наскрести. Денежные пенсии  колхозникам стали платить лишь в 1960х годах (1964 г. «Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов»).  Мой дедушка (ветеран войны и пр.) в 70х годах получал 15 рублей, а бабушка (мать-героиня, колхозница) - 12 рублей.


Односельчане разных поколений (примерно 1970г). Опять без меня.

В хозяйстве обязательно держали корову - кормилицу. А как же! Очень пристально следили за её состоянием - не дай Бог, съела что-то не то или заболела. Корову "покрывали"(водили к быку) - и появлялись телята. Их растили, а потом сдавали на мясо; тёлочек иногда  продавали, или оставляли на смену старой корове.
Романовские овцы - именно такую породу держали у нас в деревне - это поставщики шерсти и мяса. Шерстяные носки вязались обязательно, причём бабушка не только вязала, но и сама пряла эту шерсть. Но главное - это валенки! Валенками дедушка с бабушкой обеспечивали всю семью. Осенью деловито уточнялись размеры ног всех детей и внуков, шерсть везли на валяльный завод и у каждого из нас дома лежала пара экологически чистых валенок чёрного цвета.
Обязательными в хозяйстве были куры. Куры  несли яйца и выводили цыплят. Они играли и другую немаловажную роль в натуральном деревенском хозяйстве, - по тому, как поют петухи можно было узнать о ... погоде, например.  Живность, или как говорили в деревне - скотина- была одной из важнейших забот крестьянина. По деревням периодически ходил ветеринар - и его приглашали в дом по разным нуждам : кому-то надо корове копыта подрезать, кому-то барана кастрировать...

Другая забота - земля-сад-огород.  Я ещё помню, как мой дед пахал землю на лошади, запряжённой в плуг. Лошадь можно было "выписать" (взять в пользование)  в колхозе(совхозе), а плуг и борона у дедушки были свои. Потом лошадей не стало, и для вспашки  стали нанимать трактор.
И первая забота для российского крестьянина - это картошка. "Картошка уродилась - всё! - зиму проживём", - до сих пор говорит моя тётушка. Картошки сажали много. Для себя, для детей, на корм скотине, на семена, на продажу. Сажать и копать картошку приезжали все родственники. То же самое - на покос - когда заготавливали сено на зиму.
К картошке  непременно нужны были солёные огурцы  - их сажали обязательно. И помидоры тоже. Морковь, свёкла, капуста, лук, чеснок - ну, а как же без них!  Ходили в лес - за грибами, за ягодами, за лесными орехами (лещина). Заготовки на зиму делались не банками, а деревянными бочатами: бочка солёных огурцов, бочка помидор, бочка грибов, бочка мочёных яблок. Хранили корнеплоды в подполье и в яме. В подвале, в леднике- хранилось мясо.
Яблоки, слива, крыжовник, чёрная смородина, терновник - это на сладкое. Хранили запасы на печке - в мешках - сушёные яблоки, вишня,малина, слива, орехи и т.п. Варенье хранили в кладовке. Там же хранилось самодельное сливочное масло, скатанное в шары.
На речке ловили рыбу.
Тем и жили.
Жили в рубленном доме - в избе. Это обычное бревенчатое четырёхугольное сооружение, внутри которого каждый хозяин ставил перегородки по своему замыслу. Практически четверть дома занимала русская печь - источник тепла, очаг для приготовления еды и даже - "баня", в которой можно мыться. Дрова для неё заготавливали зимой, потому что в лес на санях удобно ездить, а на телеге - нет))) Сани запрягали в лошадь, опять же выписанную в колхозе. Пилили-рубили вручную. Сани-розвальни и детские санки  мой дедушка делал сам - он был плотник, и ни одна "стройка"  в деревне без него не обходилась.

Деревня жила "общиной": они сообща решали разные вопросы, распределяли между собой места покоса, нанимать ли пастуха или пасти самим по очереди и т.д. Старым и немощным считали своим долгом помочь. Независимо от дружбы или вражды, помогали друг другу весной  рассадой и семенами, скидывались на посадку семенной картошкой -  тому, кто нуждался. Была в деревне и особая культура общения, и свой этикет, как в поведении, так и в одежде.

В каждой избе был "красный угол" - место, где стояли иконы и зажигали лампаду по церковным праздникам. Первое, что делал входивший в избу, это крестился на иконы, а потом уже здоровался с хозяевами. Делали так практически все, кроме городских, "партейных" и учительницы. Тех, кто "веровал"  и помогал батюшке в церкви, в деревне уважали. Зайти а дом, не сняв шапку(кепку) было немыслимо. Здороваясь с людьми,  снять или хотя бы не приподнять головной убор - в порядке вещей.

Был в деревне и свой "дресс-код". Деревенские женщины ходили обязательно "покрытыми" - в платках, зимой сверху повязывали тёплые  пуховые платки - "вязёнки", так они их называли. Мужчины ходили летом - в кепках, зимой - в шапках-ушанках. Стёганые ватные фуфайки - "национальная" деревенская одежда - без неё никуда. Не прожить в деревне и без валенок, как, впрочем  и без резиновых сапог. На выход  и в церковь мужчины одевали  хромовые сапоги, а на каждый день - кирзовые.

Магазина в деревне не было - ближайший был в 2х километрах.  Три раза в неделю возле деревни останавливалась машина с надписью "Хлеб" - которую все ждали. Это было местом встречи, обсуждения новостей, сплетен и "нарядов".

Жизнь крестьянина зависела от сезонных работ и прогноза погоды. Радио  в доме  почти не выключалось - всё время тихонечко работало. Поэтому, когда по радио  "передавали погоду", его включали погромче, все замолкали  и очень внимательно слушали.  Этот обычай,  кстати, сохранился у старожилов. Дети, которые не понимали важности этого и шумели, могли и подзатыльника получить.

В каждом селе праздновали свой престольный праздник - т.е. праздник  в память святого или события, которому посвящён сельский храм или его приделы. В это день съезжались все родственники, накрывались столы, играли на гармошках, пели песни, частушки,  плясали,  ходили друг к другу в гости, встречались со своими друзьями, братьями и сёстрами... словом, было очень весело, хлебосольно и душевно.

Хоронили односельчан - тоже всей деревней. Отпевали в церкви, и проносили последний раз по деревенской улице...


Деревенские  похороны.

Вот так, в общих словах,  жило советское крестьянство. Но обо всём этом подробнее я расскажу дальше - и про говор, и про кухню, и про печь, и про моду, и про многое другое...

Продолжение следует...




Если Вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям.
©Большая просьба соблюдать авторские права. При публикации фотографий, текста или выдержки из текста и отдельные цитаты, ссылка на источник обязательна. Уважаете Вы - уважают Вас!






1 комментарий:

Unknown комментирует...

Читал Вас с удовольствием. Хотелось бы обещанного продолжения.